Ваш поставщик
деталей двигателя

Ежедневно, c 9:00 до 20:00
Главная Главная Информация Статьи Капитальный ремонт Нужно ли прогревать двигатель

Нужно ли прогревать двигатель

Прогрев двигателя — насколько сильно он необходим современному транспортному средству, ведь все производители уверяют, что делать это, нужды нет? А вот автомобилисты, особенно «старой школы», наоборот, считают, что без этого на машине далеко не уедешь. Давайте постараемся разобраться, кто же прав.

Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой?

Почему не нужно прогревать

Всего есть несколько аргументов, уверяющих, что данная процедура перед поездкой не нужна в принципе. И они следующие:

  1. Загрязнение окружающей среды. Действительно, во время работы, в воздух выбрасываются вредные продукты сгорания топлива, совершенно без пользы. То есть — автомобиль стоит на месте, а значит и загрязнение происходит «зря». В Европе, кстати, за «прогрев на стоянке» принято штрафовать;
  2. Расход топлива. Факт вытекает из предыдущего пункта — водитель просто зря тратит бензин;
  3. Нынешние стереотипы. Позвольте, мы живем в современном мире, и новые материалы спокойно выдерживают разницу в температуре (да и мотор не карбюраторный). Плюс в автомобиле устанавливается спецоборудование, которое занимается «подогревом» во время запуска в автоматическом режиме.

Логично? Возможно. Но что говорит физика?

Факты — реакция двигателя на движение без «прогрева».

Двигатель внутреннего сгорания изготовлен из самых разных материалов. Они имеют разные свойства и, соответственно, не одинаково реагируют на холод (тут вступает в действие разный коэффициент расширения). Одни элементы сужаются (что приводит к образованию люфтов между деталями), другие расширяются (что приводит к чрезмерно плотному прилеганию). И то, и другое приводит к разным поломкам.

То есть, сначала повышается износ подвижных частей, а позже они просто ломаются. Добавляет проблем и масло — оно густеет и хуже смазывает детали. В результате возрастает трение, повышается износ. Возникает риск поломки.

Про термическую реакцию (резкий скачок температуры) можно даже не говорить — резкое нагревание металла приводит к образованию микротрещин. Ну, а где микротрещина, там скоро появится и трещина. Так что же, «прогрев» —  это жизненная необходимость?

Теория

Производители уверяют, что элементы двигателя не нужно «вхолостую» разогревать, даже если на улице жуткий мороз. С их слов получается, что можно просто взять и поехать на автомобиле, который до этого покрылся наледью. Естественно, что масло в системах тоже стало густым и не сможет выполнять свои функции.

Что же делать? Открываем инструкцию по эксплуатации любого современного авто. Там предложен простой алгоритм работы:

  1. Запуск автомобиля и прогрев на холостом ходу в течение минуты — двух;
  2. Начало движения без резких ускорений.

По факту — указанные действия занимают минимум времени. Вы включаете зажигание, усаживаетесь удобнее, раскладываете вещи и в путь. Манера езды у всех разная, кто-то передвигается спокойно, кто-то любит скорость, есть и любители дрифта, особенно в зимний период. Получается, вы трогаетесь на холодном двигателе.

Важно:

Естественно, что производители знают, что двигатель стоит прогревать, чтобы он не износился очень быстро. Почему же они молчат? Потому что при использовании автомобиля без прогрева двигателя, он сможет отработать чуть больше гарантийного срока. А зачем ему работать дольше, ведь в таком случае они просто не смогут продать новый двигатель или запасные части к нему, а значит — не смогут заработать. Но ведь мы не желаем зря выбрасывать деньги, ведь так? Не стоит поддаваться маркетинговым уловкам, под прикрытием «борьбы за экологию».

Реальность

Естественно, что если заставить промёрзшую машину работать на пределе, то она попросту выйдет из строя. Такого обращения не выдержит ни один металл и, чтобы иметь возможность разогнаться до максимальных оборотов, мотор и масло следует довести до оптимального температурного режима. В ином случае поломка вам гарантирована.

Как нужно поступать автолюбителю, желающему, чтобы его авто прослужило как можно дольше? Заводим мотор и ждем, когда количество оборотов упадёт ниже 1000. Медленно трогаться с места можно лишь тогда, когда стрелка датчика температуры поднимется хотя бы до 40 градусов. Но при этом двигатель должен работать в щадящем режиме (то есть, до 2500 об/мин). Начинать использовать двигатель на полную мощность позволяется лишь при оптимальной температуре двигателя, а это около 85-90 градусов по Цельсию (у некоторых авто чуть меньше, у некоторых чуть больше).

Важно:

Не забываем про АКПП, в которой тоже присутствует масло (ATF). Ремонт коробки, немногим дешевле ремонта мотора, а иногда и дороже. Но эта статья о двигателе…

Смотрите сами — ни один спортсмен не станет сразу же бежать марафон, не разогревшись. Да и перед занятием спортом следует размяться, чтобы не травмировать себя, не растянуть или порвать связки, правильно? Вот и с автомобилем точно такая же ситуация.

Главная часть двигателя внутреннего сгорания — поршень в цилиндре. Без масла он работать не должен (равно как и с загустевшим маслом), тут повторимся о трении металла о металл. На нём есть специальные канавки для поршневых колец, которые крайне чувствительны к нагрузкам. Они словно связки в мышцах — чуть сильнее напрягся и готовая травма. Вот и здесь та же ситуация — чрезмерная нагрузка разрушает канавки поршневых колец, а разрушенные канавки на поршне, не дадут ему полноценно выполнять свою функцию.

И дело здесь не только в трении, а в перепаде температур. Днище поршня разогревается очень быстро, а участок канавок соприкасается с холодным цилиндром. Перепад температур — запредельное напряжение. Это приводит к быстрому износу поршневой группы, а значит — преждевременному капитальному ремонту.

Конечно, решать только вам, стоит ли прогревать двигатель и загрязнять окружающую среду, или не возиться с прогревом и за пару, тройку  лет износить мотор так, словно он отработал уже лет 10, если не больше. Поэтому вариант, который подойдёт всем — завести мотор и подождать 3-10 минут ( в зависимости от температуры и времени года), а после тронуться с места на небольшой скорости, без пробуксовок и резкого ускорения.